Возьмите чуть ли не любой



Возьмите чуть ли не любой график — внутридневной, дневной, недельный или более долгосрочный, и вы наверняка найдете примеры действия принципа изменения полярности. Немудреная вещь — но сколько в ней мудрого! Почему так? Причина кроется в первооснове технического анализа: это оценка эмоций и действий широких масс трейдеров и инвесторов. Следовательно, чем лучше технический инстру­мент определяет поведение, тем он должен быть эффективнее. Принцип изменения полярности работает столь успешно потому, что он основан на рациональных принципах психологии биржевой игры. Каковы же эти принципы? Они связаны с реакцией людей на движение рынка против их позиции или с их опасениями упустить выгодную сделку. Какая цена на любом графике является, по-вашему, самой важной? Максимумы текущего движения цен? Минимумы? Или вчерашняя цена закрытия? Не то, не другое и не третье. ^Самая важная цена на любом графике — это цена, по которой вы вошли в рынок. Люди становятся сильно сосредоточены и эмоционально привержены цене, по которой они купили или продали. Значит, чем активнее идет торговля в данной ценовой области, тем больше игроков эмоционально привержены этому уровню. Но при чем же тут явление перехода прежнего сопротивления в поддержку, а прежней поддержки — в сопротивление? Для ответа обратимся к рисунку 11.29. В конце декабря резкое снижение цен завершилось на отметке 5,33 долл. (область А). При последующей проверке этого уровня наметились, по меньшей мере, три группы потенциальных покупателей. Группа 1: это те,-кто ожидал стабилизации рынка после предшест­вующего снижения и кто имеет теперь точку, при которой рынок обрел поддержку — 5,33 долл. (минимумы от 28 декабря в области А). Успешная проверка этой поддержки (в области В) через несколько дней наверняка привлекла новых быков. Группа 2: это бьюшие обладатели длинных позиций, которые были вытеснены с рынка по стоп-приказу во время падения цен в конце декабря. При подъеме от В к В1 (в середине января) некоторые из бывших быков, выбитых с позиций, могли теперь решить, что были правы, считая рынок серебра бычьим. Просто они неверно определили момент покупки. Теперь же — самое время покупать. Они хотят, чтобы восторжествовал их первоначальный расчет. И они ждут возвращения цен к поддержке в области С, чтобы снова сыграть на повышение. Группа 3: это те, кто купил в областях А и В. Видя подъем от В к В1, они, возможно, захотят добавить к позиции при условии «сходной цены». И они получают эту сходную цену в области С, ибо рынок — на уровне поддержки. Таким образом, в области С покупателей при­бавляется. А затем, вдобавок, еще один откат (к D) пополняет ряды быков. Далее у быков начинаются проблемы. В конце февраля цены про­рывают области А, В, С и D. Все, кто покупал в этой прежней области поддержки, имеют теперь убыточную сделку. Им хочется выйти из нее с наименьшими потерями. И они с благодарностью воспользуются подъемами до уровня покупки (вблизи 5,33 долл.), чтобы закрыть длинные позиции. Значит, те, кто поначалу покупал в областях А, В, С и D, могут теперь стать продавцами. По этой основной причине прежняя поддержка превращается в новое сопротивление.
Содержание раздела